Дети военной поры

У Ольги Владимировны Казениной, бывшего начальника планового отдела, свой путь на фабрику. Он необычный. Где начало? В 1941 году. В это время в Киров из Ленинграда был эвакуирован завод № 19 ГУПП. Естественно, он имел оборонное значение, занимаясь вопросами связи.
Куда разместить поступившее оборудование? Для этой цели выделили каменное здание нынешней фабрики художественных кистей (где сейчас находится склад готовой продукции). В скромных одноэтажных деревянных домах, разбросанных поблизости, разместились некоторые цеха и управление завода.
Вскоре завод приступил к изготовлению абонентских трансформаторов, монтерских поясов, специальных покрывал для военных установок типа «Катюш», здесь также устранялись неисправности на поступавших с фронта аппаратах «Морзе» и «Бодо».
На эвакуированный завод потребовались рабочие. А где возьмешь свободные руки в военное время? Стали искать среди школьников-старшеклассников. Среди прочих мобилизовали в школу связи ФЗО девятиклассницу Ольгу. Проучившуюся полгода молодежь направили работать на завод № 19.
Отгремели салюты по случаю Победы в Великой Отечественной войне. Временно размещенный в Кирове завод сменил прописку: все оборудование было отправлено в г. Одессу, а освободившиеся помещения заняла артель инвалидов «Искра».
Конец 40-х годов для коллектива артели был, пожалуй, сложнейшим. Зарплата не выплачивалась по 2-3 месяца. Выпускаемые швейные изделия и игрушки не пользовались спросом. Чем рассчитываться с поставщиками за сырье и материалы? Что скрывать, стоял вопрос о ликвидации артели. Какой был найден выход — об этом рассказывает Ольга Владимировна Казенина:
— В 1948 году председатель артели М. А. Ганичев предложил новый вид продукции — кисти художественные. Пушно-мехового сырья в области, да и во всей стране предостаточно. Дело обещало быть перспективным.
Заседание Артели "Искра"Весь процесс производства пришлось осваивать с нуля: пробовать, искать и добиваться. Особо сложными, как и следовало ожидать, оказались мойка и обработка волоса. Ручки для кистей точили тогда вручную, позднее в 60-е годы рационализатор А. И. Ефремов разработал токарный автомат, который выручает фабрику и по сей день.
Поначалу кистевязы делали по 100 — 150 кистей. Так, в 1948 году годовой объем их производства составил 31 тысячу штук, в 1949 году — 78 тысяч штук, в 1950 году — 231 тысячу художественных кистей. Впоследствии перешли рубеж 30 миллионов в год.
Следует выразить признательность бывшему директору фабрики В. Ф. Демакову за развертывание строительства и реконструкцию цехов, улучшение условий труда и быта рабочих.
В освоении кистевязального производства было немало трудностей, но нелегко и сейчас в условиях рынка. При нестабильной экономике очень сложно работать с прибылью, выпускать продукцию высокого качества, своевременно выдавать рабочим зарплату. Отрадно, что, преодолевая трудности, фабрика и сейчас занимает достойное место.
Большое спасибо нынешнему директору Борису Ивановичу Пестову, сохранившему наше детище — фабрику. Когда о предприятии складываются хорошие отзывы, мы, ветераны, радуемся вместе со всем коллективом успехам, зная о том, что в этом деле есть какая-то частица нашего труда.